1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Папа был большим любителем чтения. Он покупал всяческие книги, подписывался на все собрания сочинений, которые тогда выходили. Все классики были представлены на его книжных полках. И не только классики. Папа выписывал "Литературную газету", поэтому всегда был в курсе книжных новостей и покупал всё интересное из современной литературы, что появлялось на прилавке магазина. Вспомните о "Тысяче и одной ночи". Он любил и авантюрные романы Александра Дюма старшего. Я упоминала уже о "Трёх мушкетёрах" и продолжениях этой книги. Стендаль, Мопассан - тоже имелись, я их позднее читала. Но, что интересно, папа не чужд был и фантастики. Об Александре Беляеве, Алексее Толстом я уже говорила.
Теперь пришёл черёд нового автора фантастических романов - Ивана Ефремова. Книг Ефремова было у нас несколько, папа покупал их по мере того, как они выходили из печати. Первой была "Туманность Андромеды", потом "Час Быка" и самая последняя книга - "Лезвие бритвы", произведшая на меня такое впечатление, что, уже учась в институте, я попросила папу подарить мне её. Он и подарил, а через год захотел вернуть её обратно, так ему жалко было с ней расставаться.
Я буду рассказывать о "Туманности Андромеды", потому что это был первый русский утопический роман об обществе будущего, который я прочла. Не брать же во внимание Чернышевского с его "Сном Веры Павловны".
Первое, на что я обратила внимание, это были необыкновенные имена героев романа: Низа Крит, Дар Ветер, Эрг Ноор, Веда Конг, Рен Боз, Мвен Мас, Чара Нанди. Эвда Наль. Имена эти давались родителями в соответствии с их представлениями о красивых созвучиях, но и несли некоторую отдалённую информацию об этническом происхождении ребёнка: Низа Крит - турчанка, Дар Ветер - русский, Эрг Ноор - эстонец, Веда Конг - украинка, Рен Боз - американец, Мвен Мас - африканец, Чара Нанди - индианка, Эвда Наль - гречанка.
Итак, в "Туманности Андромеды" описан золотой век (или, как позже назвали это время Стругацкие) - полдень человечества: все народы Земли образовали единое коммунистическое общество. Никаких городских нагромождений, люди жили в отдельных домах, кто ближе к морю, кто в лесу - все в субтропической зоне. Всеобщая видеосвязь! Тогда, в 1960-м это казалось предметом такого далёкого будущего, что и представить себе трудно было. А сейчас у нас Skype и видеосвязь через Whatsapp по телефону. Для пожилых граждан - антигравитационные пояса, дарующие им лёгкость при ходьбе.
Коммунизм - в 60-е годы был мечтой человечества. Нет голода, нет нищеты. Стяжательство, накопительство, деньги - зачем они?! Свободный человек - подобие Бога, по своему существу, он - творец! Каждый человек может найти свою нишу, свою область творчества, своё дело, в котором он может реализовать себя.