|
Басова Елена |
ОБЫКНОВЕННАЯ ЖИЗНЬ |
273 |
|
|
Имена-отчества большинства учителей я уже не помню. Например, в школу по распределению прислали двух девушек, выпускниц Ленинградского университета. Вот уж, наверное, они не ожидали очутиться в такой глубинке. Одна из них преподавала у нас историю, другая - физику.
Об историчке ничего не скажу, потому что в то время историю следовало преподавать по строго установленному закону, ничего такого, что бы обратило нас лицом к истории нашей страны, заинтересовало бы как-то, мы от неё не услышали.
Физичка тоже не отличилась, тонкости и многие причинно-следственные связи явлений просто ускользали. Доходило до того, что я просто заучивала наизусть те места учебника, которые были мне непонятны. И не только мне они были непонятны. Томка Харламова, педантка, перед уроком просила меня объяснить непонятность, так я, как попугай, твердила слова учебника - и всё. Стыдно, конечно, сейчас, но так было.
Вот помню Ледовских Людмилу Семёновну. Она у нас английский преподавала. И то же самое - никакого особенного рвения она не проявляла. Три года училась у неё, а воспоминаний - ноль.
Литературу у нас вела Мария Мироновна Винник. Русский язык мы закончили изучать в 7-м классе, поэтому была только литература, но за сочинения, которые мы писали после изучения каждого произведения, ставили две оценки: за содержание и за грамотность. Запомнила я Марию Мироновну потому, что она изо всего класса особенно выделяла меня. Мои сочинения оказывались лучшими, и она зачитывала их, как образцовые. Но моим образцам никто не следовал.
Для того чтобы написать хорошее сочинение, надо проникнуться темой, чтобы она стала твоей, надо было выбирать слова и выражения так, чтобы они передавали твоё душевное состояние. А кому это надо? Лучше немного переиначить слова учебника и получится вполне достойное, грамотное сочинение. Ни сердца, ни души в нём не будет, ну, и пусть!
Замечательный был у нас учитель физкультуры - Юрий Фёдорович Макаров. Его тоже прислали в наш город по распределению после окончания института. Он приехал не один, его жену Маргариту, тоже учителя физкультуры, направили в 1-ю школу, а Юрий Фёдорович попал к нам, в 3-ю. Детей они ещё не завели. Часто можно было видеть Макаровых в городе: в светло-бежевых пальто похожего покроя, с одинаковыми воротниками шалькой и шапками, сшитыми из одного меха, они смотрелись очень стильно. Юрий Фёдорович придерживал жену за локоток. Она, ростом сантиметров на десять ниже его, немного наклоняла голову к его плечу. Смотришь на них, и глаз оторвать не можешь, до чего же хороши!
Юрий Фёдорович, молодой и не обременённый детьми, развил у нас бурную деятельность. Женская и мужская команды волейболистов, баскетболистов и теннисистов (настольный теннис) решительно побеждали школу №1 во всех соревнованиях, кроме, разве лёгкой атлетики. Да и то, один раз, когда я уже училась в 9-м классе, мы у них и эстафету выиграли.
В настольный теннис мы играли в вестибюле, на 1-м этаже, а в волейбол и баскетбол - в маленьком полуподвальном зале тоже на 1-м этаже. Этим залом мы были обязаны нашей директрисе, она пробивала разрешение использовать подсобное помещение под спортзал. Почему-то в наше время типовые школы строили маленькими, без спортзалов и столовых.
Кстати, о столовых: никакого питания нам не полагалось, шесть уроков заканчивались в час дня, ещё час давался на приборку классов и мытьё полов, а в два часа приходила вторая смена. Первая смена начинала учиться в восемь утра. Считалось, что 5 часов любой ученик может прожить без пищи. Поэтому в школе не было ни столовой, ни буфета. И тараканов тоже не было.
|
273 |
|