Грач закончила. Ильин просит задавать вопросы. Оглядывает зал и как бы между прочим бросает:
- И не записывает никто…
Революционный ветеран сзади с шумом подскакивает и грубит:
- Мне записывать нечего.
Из зала: вопрос о количестве коммунистов в Гатчине после Гражданской. Грач отвечает, что в 1922 году было 983 члена и 88 кандидатов в члены партии.
Старички-ветераны революции опять поднимают вопрос о том, кем переоделся Керенский: монашенкой или сестрой милосердия.
- В документах ничего о переодевании нет, - говорит Гальперина.
- А выступление Барабанова? - злорадно спрашивает старичок сзади.
Гальперина улыбается.
Мой дальний сосед по дому, старичок с бульдогом, молчит. Лицевая гармошка разглажена, глаза - в пол.
Дружногорский "вестник" посматривает на выходную дверь.
В стайке школьников - переглядывания.
Остальные ждут конца, ждут терпеливо, как и подобает сознательным политинформаторам.
Слово имеет товарищ Куляхтина, заведующая Гатчинским музеем краеведения, - объявляет Ильин и добавляет: - жена Лазаря.
Что означает это дополнение? Оказывается, в городе есть знаменитость по имени Лазарь, о котором я ничего не слыхал.
Выходит на трибуну девушка в красной кофте.
Неожиданно загудел микрофон: исправили.
"Жена Лазаря" повторяет то, что уже говорено до неё. Читает текст, и потому говорит очень быстро, но внятно, всё можно понять.
В зале ей внимают посеребрённые головы. И просится на язык строки из стихотворения Есенина:
И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию,
Пузатый "Капитал",
О Марксе, Энгельсе…
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал.
И мне смешно,
Как шустрая девчонка
Меня во всём за шиворот берёт…
И старым революционерам, должно быть, тоже смешно.
На трибуне Климентьева, рабочая желдордепо. Это она сидела в президиуме, прячась за спинами. Волосики пряменькие, головка маленькая, огромные очки в чёрной оправе. Говорит бойко, и снова звучат фамилии: Сойта, Кузьмин, Хохлов. Особенно подробно о Сойте Адаме Петровиче с "несгибаемой волей".
Голос у Климентьевой громкий, сочный, почти набатный.
- У нас записана вся история нашего паровозного депо от основания до последних дней! - говорит она, поднимая над собой толстую книгу.
В зале раздаются аплодисменты, и она сходит с трибуны.
|
93 |
|