1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
После Пушкина я начала читать Шиллера. Книга была тоже старинная - массивный том в серой обложке.
Пьесу "Коварство и любовь" я читала и перечитывала несколько раз, вдоволь поплакав над трагической историей любви дочери простого музыканта Луизы Миллер и Фердинанда фон Вальтера, сына президента. В конце, как и положено персонажам трагедии, влюблённые умирают от яда, добавленного в лимонад. Вот этот яд в лимонаде почему-то особенно впечатлил меня.
Вот эту картинку я помню очень хорошо.
Луиза умирает и перед смертью рассказывает о коварстве президента и его секретаря Вурма, шантажом заставивших её написать любовные письма к ещё одному негодяю, согласившемуся сыграть роль подставного любовника Луизы. Бедная девушка иначе поступить не могла, потому что от того, напишет ли она письма или нет, зависела жизнь её отца.
И вот она умирает, Фердинанд вдогонку пытается её уличить в неверности. Смотрите, какой у него обличительный вид. Несчастный отец, потерявший дочь, вразумляет идиота Фердинанда, после чего тот, тоже отведав лимонада, умирает.
Страшная история, почти средневековая! А ведь на дворе был просвещённый 18-й век. Особенно возмутительной казалась мне легковерность Фердинанда. Я была уверена, что любовь не может убивать. Но, возможно, я была не права.
И напоследок я прочла всего Шекспира: от корки до корки. Какое там "Коварство и любовь"?! Кровожадный Шекспир нарассказывал таких историй, что волосы вставали дыбом: "Отелло", "Ромео и Джульетта", "Король Лир", "Гамлет". Отелло поверг меня в состояние полного недоумения. Как можно?! Как можно не верить тому, кого любишь!? Мало того: как можно убивать того, кого любишь?! А Ромео с Джульеттой заставили задуматься над тем, какую роль играет случай в человеческой судьбе. Я, проецируя на себя, вдруг поняла, что появилась на свет случайно. Если бы мой папа не встретил мою маму, то меня бы не было. Какая-то другая девочка родилась бы у папы, ещё одна - отдельно у мамы, а меня бы НЕ БЫЛО! Чувство было такое, как будто сломался установленный порядок вещей, и меня из родного уютного дома вытолкнули в непредсказуемый, враждебный цыганский табор, готовый сняться и отправиться к чёрту на кулички.
Больше всех мне у Шекспира понравился "Сон в летнюю ночь". Там было то, к чему стремилась моя душа - волшебство и любовь. Там Оберон и Титания, властвующие эльфами и феями, устраивают судьбы влюблённых пар так, чтобы никто не остался одиноким и несчастным. Таинственный лес, полный загадок и потаённых мест; цветок, сок которого вызывает любовь - всё это было так романтично, так соответствовало состоянию моей души, что я время от времени перечитывала эту историю, испытывая радость от того, что мир можно сделать таким гармоничным… хотя бы на бумаге.