1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
В то лето я ещё с удовольствием смотрела мультики: и "Золотую антилопу", и "Аленький цветочек", и "Морозко", и "Двенадцать месяцев", но был один фильм, который выходил за пределы сказок и мультиков и касался важного мировоззренческого вопроса: идеалист - он мечтатель или сумасшедший?
Это был фильм "Дон Кихот".
Некий испанский идальго, начитавшийся рыцарских романов, вообразил себя рыцарем и по обычаю рыцарей пустился по свету истреблять зло и восстанавливать справедливость, и своими подвигами проставлять несравненную Дульсинею Тобосскую, в действительности обычную девушку из соседней деревни Эль-Тобосо. Дон Кихот и старого доходягу-коня назвал звучным именем Росинант, и в его воображении тот превратится в боевого жеребца, а мельницы виделись ему чудовищными великанами.
Все его подвиги не просто заканчивались неудачей, а наносили вред тому, кого он пытался спасти от несправедливости. Но он не извлёк урока ни из одной своей авантюры, он продолжал всё в том же духе "спасать мир" совершенно негодными средствами.
Конечно, сумасшедший никогда не сможет приспособиться к рациональному здравомыслящему миру. Но как быть с сумасшедшим, сердце которого переполнено сочувствием к страдающим настолько, что он не может удержаться и не защитить несчастных?
Я смотрела этот фильм, и моё сердце переполнялось состраданием к бедному идальго. Но в то же время я с удивлением поняла, что добро, сделанное кому-либо из наилучших побуждений, может обратиться для последнего худшим злом.
Надо ли тогда делать добро? Или не замечать зла?
И я решила для себя, что надо делать добро, но так, чтобы никто об этом не узнал, то есть прикрывать свои добрые дела экраном безразличия. И тогда сделанное добро не привлечёт к себе внимание зла. И добро не будет испорчено.
Уже после, во взрослом состоянии, я прочитала у кого-то, что если мы можем, но не пытаемся ослабить зло, то теряем право называться людьми.