1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
В принципе каждый человек одинок, но есть люди, которым постоянно нужен кто-то рядом, и есть другие, которые могут долго обходиться безо всякого общества, играя в свои тихие игры, читая, рисуя, слушая музыку. Я, скорее, принадлежу ко второй категории.
У мамы было много разных пуговичек, отпоротых от старой одежды или оказавшихся лишними при шитье кофточек, платьев и юбок. У меня самой сейчас два туеска разных пуговичек (мамочку повторяю). Я набирала 36 пуговичек (столько учеников было в нашем классе), рассаживала их парами, как бы за парты и начинала урок: я была учительница, а пуговички - мои ученики. Помню, что на первой парте сидел Коля Андреев, он был одним из самых низкорослых и Надя Мышкина, очень миниатюрная девочка.
Я проводила урок, как настоящая учительница, я их вызывала к доске, спрашивала, ставила оценки в журнал, объясняла новый материал. Сделала маленькие тетрадочки и в соответствии с моими представлениями о том, как они могут выполнить задания, писала в каждой тетрадке. И мне это нравилось, я хотела быть учительницей. Объясняя и повторяя, я выучивала весь учебный материал так, что могла в классе без запинки рассказать и правило, и стихотворение. А как я научилась писать!
Летом, когда становилось тепло, мои подружки Лиля Карачунская и Вера Шаламова приходили на нашу веранду. Там нас собирала Оля Верхолётова. Она хорошо рисовала. И в своей семье она была не единственной, обладающей эти даром. Её старший брат Дима долгое время преподавал в УПИ (Уральский политехнический институт) архитектуру, то есть тоже прекрасно рисовал.
Так вот, Оля научила меня рисовать кукол. Она рисовала куклу анфас, потом вырезала по контуру и приклеивала на картон. Для этих картонных кукол мы рисовали одежду: платья, пальто, школьную форму. Но и сама кукла не была голой. На ней Оля рисовала коротенькие трусики и маечку с буквой Д или С . Это были знаменитые эмблемы спортивных клубов Динамо и Спартак. Маечка с буквой Д была голубая с белой полосой на груди, в центре которой и красовалась буква. А маечка с буквой С была красная с белой полосой. Таковы были цвета клубов: бело-голубые - у Динамо, красно-белые - у Спартака.
Немного позднее я тоже научилась делать бумажных кукол, они были немножко корявые, но я их любила, одевала и раздевала, водила в гости и в школу, показывала кино.
Став постарше, я рисовала кукол, похожих на олимпийских богов, на своих друзей и подруг. Но это было уже классе в пятом. Поэтому о богах и героях, а также о любимых друзьях - потом.