1956 год. 3-й класс. Начались смотры художественной самодеятельности. В моей жизни появились любимые фильмы. Долгожданный приём в пионеры. И папина война, которая снилась ему. Игры и забавы, конечно же, во дворе или на улице.
В 1957 году. Мы живём в Кировграде, я учусь в 4-м классе, учусь отлично, по-прежнему дерусь в ответ на дразнилки. выясняется, что Четвёртый завод спускаетс в речку Калатинку ядовитые ртутные отходы, и канава. по которой они текут пересекает нашу Октябрьскую улицу. Папа устанавливает брусья во дворе, и теперь есть где повисеть вниз головой и сделать 'лягушку'. Книги по-прежнему играют значительную роль в моей жизни;
1957 год. По-прежнему Кировград. Но с начала пятого класса начинается иная жизнь, жизнь подростка, полная противостоянию и товарищам по учёбе и, что особенно горько, семье. Одиночество в мире, с которым трудно смириться и которому невозможно подчиняться. Новые ощущения, половодье чувств. Начало жизни сердца
1958 год. Кировград. Пятый класс. Деятельное взаимодействие с миром и всё более глубокое погружение в свой внутренний мир. Книги и кино - вот основные инструменты познания и понимания жизни; Конфликты с одноклассниками; Любовь, занимающая всё больше места в голове и сердце;
1958-59 годы. Кировград. Шестой класс. Продолжается этап становление личности и взросление. Появляется склонность к литературной фантастике. Поэзия занимает всё большее место в голове и сердце. И по-прежнему, каждая, даже сама краткая встреча с ним, - событие неимоверной важности.
1959-60 год. Кировград. Седьмой класс. Взросление и сильная эмоциональность - жизнь сердца, где-то открытая, где-то прячущаяся в глубине души. Казалось, что продолжается время становления, но мысли, поступки и речи обретали всё большую глубину. Жизнь была сверх меры заполнена любовью, и всякое действие, всякое событие виделось сквозь призму любви;
1960-61 год. Кировград. Восьмой класс. Ранняя юность. У меня выковывается характер гордый и независимый. Нежелание подчиняться никому и ни в чём и, в то же время, стремление к лидерству во всём: в учёбе, в спорте, в межличностных отношениях с девочками в классе. Но в то же время сдержанность и осторожность в отношениях с Володей, сильное чувство к нему спрятано глубоко-глубоко;
1962 год. Качканар. Всесоюзная комсомольская стройка; Девятый класс. Ранняя юность. Живу под маской безудержного веселья и флирта. Нахожусь в центре внимания и даже принимаю участие в ВИА 'Девятый-бэ'; Пускаюсь во все тяжкие; Совершенно не нравлюсь себе. И школа не нравится. Учёба даётся слишком легко. Прошу родителей, чтобы отпустили меня в Кировград, доучиваться там в 10-м классе.
1962-63 годы. Кировград. Последний год в школе. 10-й класс; Тяжёлая жизнь. Начинаются размышления о жизненном задании человека; Зубрёжка отчасти помогает пережить то, что я вижу его с другой, и у них серьёзные отношения. Помогает волейбол и лыжный поход и разные поездки. Но всё равно я не снимаю маску, потому что сейчас НАДО быть гордой. А потом я уеду и больше никогда его не увижу.
Где-то в августе 1953 года мы переселились в 4-х квартирный коттедж на улице Октябрьской. Улица Октябрьская протянулась с северо-востока на юго-запад. Дом 24 стоял где-то между станцией "Узловой" и мотовозной линией. Адрес наш был: улица Октябрьская, дом 24, квартира 1. Вся наша улица Октябрьская была построена в 1915-1917 годах и соединяла рабочий посёлок (позднее дополненный посёлком Щербакова) и посёлок служащих.
1930 год. Панорама Калаты
Ниже, на плане, я изобразила голубым те дома, которых уже давно нет. Их снесли лет 15 тому назад. Тогда же место, где мы жили, было превращено в промзону. Сейчас территорию к северо-западу от Октябрьской занимает КЗТС (Кировградский завод твёрдых сплавов), а территорию к юго-востоку - Акционерное общество "Уралэлектромедь" (бывший Медьзавод). Улица Октябрьская существует только как проезд, разделяющий эти два завода.
Расшифрую обозначения на плане:
1 - дом Дреппера (гостиница);
2 - продмаг;
3 - рудоуправление, сбоку - книжный магазин - Когиз;
4 - дом пионеров;
5 - семилетняя школа №5;
6- парк им С.М. Кирова;
7 - кинотеатр "Шахтёр";
8 - гастроном, ресторан, заводоуправление;
9 - баня;
10 - станция "Узловая";
11 - мостик через речку Калатинку;
12 - дом, в котором жили мои соученицы: Лика Карачунская, Лена Сёмкина;
13 - дом "Коммуна";
14 - колонка, откуда мы брали воду;
15 - больница, где папа лежал с дерматозом;
16 - автостанция;
17 - "алмазная" насыпь узкоколейки;
18 - канава с жидкими отходами, спускаемыми из 4-го завода;
Ареал обитания: план ул. Октябрьской и её окрестностей, где проходило моё детство