|
СЕРГЕЙ БАСОВ |
ДНЕВНИКИ. ПОЛТАВА-1973 |
35 |
|
|
6. Дом Дмитрия Алексеевича Раевского
Едем обратно. Въезжаем на гору и едем тенистой улицей. Возле здания картинной галереи стоят легковые машины, селянские "бобики" и запылённые автобусы.
- Экскурсанты, - кивает на машины шофёр. - По субботам и воскресеньям их особенно много.
Найдя "окно" в стене деревьев, шофёр свернул туда, и мы покатили по узенькой односторонней улочке, хорошо мне знакомой. И эта булыжная мостовая - горбом - кричала и напоминала о чём-то важном.
Ничего не изменилось как будто, и в то же время изменилось чрезвычайно. Вот приземистый двухэтажный каменный дом с окнами нижнего этажа чуть выше тротуара. Окна же второго этажа строги и высоки. Дом заметно постарел и облупился.
Раньше дом был свежевыкрашен и поблёскивал стёклами, как немец очками у входа - строго и коротко. Двор тогда был заставлен машинами, и по нему ходили туда-сюда немецкие офицеры. Здесь, помнится, была страшная тишина, прерываемая резкими хлопками заводимых машин. В доме размещался штаб какой-то секретной военной части, старающейся не поднимать лишнего шума, как бы затаившейся и ждущей только сигнала, чтобы начать действовать.
Тихая Полтава была пристанищем тайных фашистских служб.
- Дальше куда? - спросил шофёр и притормозил. Машина ехала под уклон по постепенно сужающейся улочке.
Показался слева поворот в улицу, сбегающую вниз ещё круче.
"Ой, это же наша Гора Марата", - мелькнуло в голове.
- Сюда? - спросил шофёр.
- Да, сюда, - ответил я. - Едем дальше. Я скажу, где остановиться.
Вглядываясь в вишнёвые и сиреневые кущи садов, я не мог понять, где же мы, почему так долго не показывается Картинная улица.
Мостовая оборвалась, и улица раздвоилась на два узких переулка с грязным грунтовым въездом.
- Едем вправо, - говорю я шофёру, а сам не уверен, правильно ли подсказываю, полагаясь на интуицию.
И верно: выехали мы на Картинную. Я её сразу узнал, прямую и круто сбегающую вниз, к Ломаному переулку, на Панянку.
Но где же дом Раевского? Где номер семь? А вдруг я забыл, и дом не семь? Я второпях не захватил с собой полтавские адреса.
И вот я увидел слева беленький домик с покосившимся крыльцом, ступени которого рассохлись и облупились. Он ли это? Нет, дом Раевского был с высоким крыльцом. Ехать дальше?
- Стоп - сказал я шоферу, вылез и пошел к домику. Что-то меня к нему влекло. Я шёл в гору, точно так, как когда-то. И с этого ракурса, дом показался мне более знакомым. Почему так старятся дома, но не старится память?
- Подождите немного. Если никого нет, поедем дальше, - крикнул я шофёру.
4
|
35 |
|