|
СЕРГЕЙ БАСОВ |
ДНЕВНИКИ. КИРОВГРАД-1972 |
16 |
|
|
3. Свердловск. Ода Уралу
Впервые в Свердловск я приехал зимой 33-го года, в январе, с путёвкой Наркомтяжпрома для работы на строительстве Каменск-Синарского металлургического комбината.
В последующие годы часто ездил из Москвы на Урал и обратно через Свердловск. Наконец стал коренным жителем Урала.
Если ехать на Урал поездом из Москвы, с Казанского вокзала, то сначала за окном плывут пристанционные строения из дореволюционного багрового кирпича, потом дачные посёлки: вычурные мезонины и верандочки уютненьких домиков да беседочками под деревьями.
Потом наступает вечер, и пассажиры плацкартных вагонов укладываются спать; в общих вагонах дремлют сидя; а из купейных и мягких идут ужинать в вагон-ресторан.
И наступает ночь, в темноте до самого Мурома ничего не увидишь. Зато в Муроме тётушки на перроне продадут тебе бутылку "молока": сверху сметана, внизу - вода. В Чебоксарах можно приобрести лапти, плетёные из лыка, в Казани - меховые тапочки, шапку из овчины, гирлянды лука и чеснока.
А ближе к Уральским горам ничего уже не купишь, кроме картофельной котлеты в станционном буфете, котлеты, жареной в каком-то отвратительном масле.
Правда, летом бабуси торгуют земляникой и малиной в газетных кулёчках.
И в гуле туннелей, в мерцании тьмы и света поезд пересекает Уральский хребет и выныривает за Уралом, в Азии, в краю, совершенно отличном от Европейской России: посёлки без единого деревца, тайга, подступающая к самым окнам, земля - нагромождение камня, и люди, доброжелательные без подходов, но не ко всякому. Как мила мне их грубоватая речь!
От Свердловска в сторону Режа идут места с явно выраженной сибирской ровностью, в берёзовых лесах; в сторону Каменска - небольшие горки со срезанными вершинами, будто бульдозер по ним проехал; а к Кыштыму, Карабашу - горы, горы, леса и горы. Поезд, как змея, между гор виляет. И всюду лес, тайга - по-здешнему. И люди, как тайга непроходимая, их сразу не поймёшь. Но если уж раскроют перед тобой свои сердца, знай, ты стал своим.
Сюда бежали люди, для которых свобода была главней всего. Здесь испокон веку жили каторжники и политические ссыльные, золотоискатели и браконьеры.
Здесь с демидовских времён - Горнозаводской пояс России.
Страна номер 1 - Европейская часть. А здесь страна номер 2 по значению для Советского Союза. Здесь построены мощные металлургические и машиностроительные гиганты. Здесь наша страна начала экспериментировать с тяжёлой водой. Здесь на лучших озёрах под Кыштымом был построен первый завод особой секретности.
Здесь началась та жизнь, которая сделала из меня специалиста: конструктора, механика, даже и строителя отчасти. Как приятно мне было услышать в Харькове, таком крупном промышленном центре: "Вы с Урала? О, уральские конструктора - мастера на все руки!" И действительно: от домны и первого паровоза до мостового крана - всё было впервые создано на Урале, уральскими мастерами-самородками.
Я люблю Урал особой любовью, которую трудно выразить словами. Мне здесь всегда было хорошо и уютно. Здесь я встретил хрупкую девчонку-сироту, мою Катю, с которой я живу всю жизнь. Куда только я её не возил! Теперь она осталась на Западе, в Гатчине и, наверное, ждёт от меня весточки.
Урал для меня: и моя жена, и дети, и тёща, о которой я до сих пор думаю, как о живой, хотя она сошла в землю 13 лет тому назад, и мои товарищи - Толька Глазков, Ваня Пискунов, Лёшка Шаргин, Коля Копылов.
Сколько пережито мною на Урале! Сколько всего! Вся моя сознательная молодая жизнь, стремительная и романтическая, осталась здесь, среди этих гор и лесов, на прогалинах под этими соснами. Моя молодость дымит трубами Каменск-Синарского Режевского и Орского никелевых комбинатов, Кыштымского механического завода. В молодости я много дерзал и не впустую. Много добивался, а добившись, считал, что могу сделать больше!
Молодость моя, оставшаяся на Урале! Низкий поклон тебе от старика-пенсионера!
|
16 |
|