|
СЕРГЕЙ БАСОВ |
ДАМОКЛОВ МЕЧ |
-50- |
* * * * *
Отдел электропечей, в который меня приняли копировщиком, был создан недавно и тотчас же откочевал на Покровку из-за отсутствия помещений в Гнездниковском переулке.
Конечно, отдел - это громко сказано: начальник-инженер, консультант-иностранец, четверо техников, один инженер, тётя Маша, сторожиха и уборщица, и я - ученик копировщика.
Как и повсюду, в те начальные годы становления отечественных ИТР (инженерно-технических работников) никто понятия не имел об устройстве электропечей. Затем и был приглашён за валюту консультант, немец Фридрих Карлович Шонгау. Правда, начальник отдела, Гарин-Степановский, был русский, из старых дореволюционных инженеров, и он когда-то в незапамятные времена, "до империалистической войны", проходил практику в Германии. Но то был "спец", и доверять ему государство могло только с крайней осторожностью.
Ребята, техники Виктор Маринов, Томка Грачёва, Мишка Кочетков и Любовь Львовна, горели желанием вытянуть у Шонгау как можно больше сведений. Но немец по-русски знал только пару слов, да и то настолько испорченных его произношением, что не сразу и понимаешь его "здраси" и "дьёсвидани".
Для меня самым интересным было не то, чем заняты проектанты и что они там "наваракают" своими карандашами KOH-I-NOOR на плотной (слоновой) бумаге - ватмане, а все те переглядывания и перемигивания, какими они обменивались, наблюдая жанровые сценки, самой интересной из которых была сценка "Чаепитие на Покровке, 25" чем-то напоминающее картину Перова "Чаепитие в Мытищах".
Главными действующими персонажами были: тётя Маня, начальник Александр Петрович Гарин-Степановский, окрещённый молодыми сатириками "Великим Лександрой". Они-то, сатирики, прикрываясь кульманами, каждое утро наблюдают одно и то же.
На двери тёти Маши в кухоньку висит ситцевая занавесочка. За ней шипит и всхлипывает русский самовар, оттого по всему учреждению расползается какой-то нэпманский запах.
Блистая глянцевой плешью, Лександро в просторном пиджаке, в накрахмаленной манишке, с чёрной "бабочкой" вместо галстука и в объёмистых брюках с благородным брюшком проплывает через зал. И весь отдел - внимание.
Лицо Лександры весьма симпатичное, даже, можно сказать, красивое. Сам он рослый с широченными мягкими плечами, напоминает проектируемую в отделе плавильную печь. И главное - добрейший он человечище.
Великий Лександро подходит к двери, откидывает занавесочку.
- Тётя Маня, чайку нельзя? - спросит обязательно, хотя знает, что тётя Маня организует это утреннее чаепитие только для него.
Суетится тётя Маня:
- Сичас, Лександро Петрович, сичас.
|
50 |
|